.....weНа главную

.....Текущий номер журнала:
.....er№ 01-02(январь-февраль)

1234


..

..

..

..

 

..

 

о

лдж

 

о

 

 

 

 

 

 

олдж.

олдж.

олдж.

олдж.

.

лдж



Маркировка: финал пока еще не наступил

Противники маркировки товаров неожиданно получили достаточно серьезного сторонника в лице Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт» (далее - НИФИ). Его специалисты провели комплексное исследование последствий от повсеместного внедрения контрольных меток и дали отрицательное заключение.

Из него следует, что предлагаемое введение цифрового маркирования товаров в России приведет к негативным экономическим эффектам для бизнеса и для потребителей. В результате реализации проекта у первых существенно увеличатся издержки, а у вторых вырастут расходы из-за роста цен на маркируемую продукцию. Как отмечают специалисты, исследования, которые проводят эксперты НИФИ, имеют реальную ценность и вес. Дело в том, что учредителем института является Министерство финансов Российской Федерации. Общественная миссия НИФИ заключается в содействии «устойчивому развитию экономики России и, как следствие, в поддержке процессов, направленных на финансовое процветание ее граждан».

Ключевой стратегической целью НИФИ является обеспечение руководства, директоров департаментов и сотрудников Минфина своевременными и качественными результатами научно-исследовательских работ и экспертными заключениями по актуальным вопросам, отнесенным к компетенции ведомства. Соответственно, отрицательное заключение по тому или иному проекту является для него своего рода «черной меткой», которую министерство вряд ли станет полностью игнорировать. Правда, на сегодня пока нет никаких реальных подтверждений тому, что в ближайшей перспективе в планах правительства по введению обязательной маркировки для предпринимателей произойдут положительные подвижки.

Как уже отмечалось, НИФИ признал предлагаемый вариант маркировки непригодным для реализации. Из представленного заключения следует, что «в особой группе риска будет находиться малый бизнес, не обладающий достаточными финансовыми ресурсами для осуществления расходов». Также было отмечено, что предложенный авторами идеи маркирования вариант соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) «не содержит каких-либо инвестиционных обязательств частного партнера».

Напомним, что оператором системы мониторинга товаров фактически без проведения какого-либо конкурса стало ООО «Оператор-ЦРПТ» (Центр развития перспективных технологий). Это по большому счету частная компания, в которой 50% принадлежит структурам миллиардера Алишера Усманова, а вторую половину делят госкорпорация «Ростех» и управляющий партнер Almaz Capital Partners Александр Галицкий.

Эксперты уточняют, что в качестве одного из критериев эффективности проекта ГЧП являются налоговые доходы федерального бюджета. Участники проекта по маркировке сообщили, что в случае его реализации за 2019-2024 годы они должны составить не менее 439 млн рублей. Однако, как посчитали в НИФИ, в данном случае не были определены «положительные налоговые эффекты от снижения контрафакта», а вот выгода участников четко просматривается.

Только за первые 11 лет работы выручка оператора системы маркирования, как показывают предварительные оценки, может составить 3,9 трлн рублей. В то же время, подчеркивают эксперты, «цифровое маркирование товаров не приведет к фактическому росту налоговых доходов для бюджетной системы. Краткосрочный положительный бюджетный эффект прироста доходов будет вызван исключительно увеличением налоговой базы в связи с переложением расходов на маркировку в конечные цены товаров («налог на налог»).

От маркировки выиграют производители и продавцы товаров, работающие в «белой зоне» и занимающие доминирующее положение на тех рынках, на которых присутствует высокий уровень фальсификата, поскольку они смогут увеличить свою долю рынка и переложить расходы на маркировку на потребителей, а также получить конкурентное преимущество за счет увеличения издержек прочих игроков рынка».

Бизнеса станет меньше

По расчетам НИФИ, присутствие малого бизнеса в экономике продолжит снижаться, а поставленная в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство» стратегическая цель по увеличению доли малого предпринимательства до 32,5% ВВП к 2024 году не будет достигнута. Только в первый год реализация проекта на внедрение цифрового маркирования для всех товарных групп потребует со стороны различных производителей продукции 1252 млрд рублей инвестиций. Основная их часть пойдет на закупку специальных сканеров, необходимых для контроля за маркируемыми товарами, онлайн-касс, другой сопутствующей техники. Кроме этого, до 2030 года только на обновление оборудования предприятиям потребуется еще дополнительно инвестировать 735 млрд рублей.

Участникам рынка также придется нести прямые и косвенные расходы. Первые в объеме 3,9 трлн рублей будут связаны с приобретением у ООО «Оператор-ЦРПТ» цифровых марок. Вторые - с различными операционными расходами, связанными с изменением бизнес-процессов и поддержкой закупленного оборудования. Их сумма составит 2,2 трлн рублей. «Более 7,5 трлн рублей потерь участников рынка будет связано с расходами на товары, которые не пройдут считывание через системы идентификации на этапах логистики и торговли (товар, который подлежит возврату производителю и ликвидации), а также в самом производстве», - указывает НИФИ.

Как известно, инициаторы проекта в своей аргументации особый упор делают на то, что «расходы на приобретение непосредственно цифровых марок будут относительно низкими». Однако эксперты отмечают, что «в структуре калькуляции цифрового маркирования на одну цифровую марку, с учетом всей цепи создания стоимости, доля расходов на одну цифровую марку будет составлять в среднем 27% и 12% для продовольственных и непродовольственных товаров соответственно».

Из этого следует, что в итоге «совокупное удорожание конечной продукции может быть значительным. Оценки перспектив показывают, что для продовольственного рынка (в случае пессимистического сценария и тотального маркирования всех товаров, вне зависимости от уровня их цен, уже с 2020 года, а не с 2024 года, как это предполагается фактически) вклад маркировки в удорожание продукции может в отдельные годы доходить до 5,4% в год, для непродовольственного рынка – 4,3%. Вследствие увеличения цен произойдет сжатие внутреннего спроса на товары народного потребления».

Инвестиций тоже

Из отчета НИФИ также следует, что сильнее всего издержки от маркировки, которые составят существенную долю в инвестициях и в себестоимости продукции, отразятся на малых предприятиях, в меньшей степени – на средних и крупных. В результате из-за отсутствия достаточной финансовой базы для покрытия расходов на маркировку более 39 тыс. малых предприятий производственного сектора (включая микропредприятия), занимающихся производством пищевой промышленности и одежды, включая текстильные изделия, могут закрыться или показать отрицательные результаты своей экономической деятельности. Потенциальные выпадающие доходы бюджета от этого составят около 96,3 млрд рублей.

Исходя из приведенных выше данных, ожидается, что правительство вскоре получит массу обращений от предпринимателей и иных заинтересованных лиц с просьбами как минимум отложить введение обязательной маркировки по отдельным группам товаров. Бизнес уже сейчас настаивает на проведения всестороннего анализа целесообразности введения маркировки по каждой группе товаров, а также выступает за разработку «порядка предоставления льгот и права налогового вычета субъектам предпринимательской деятельности на сумму приобретаемого оборудования, по аналогии с онлайн-кассами».

Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина сообщила, что «если маркировка одних групп не вызывает вопросов в ее необходимости, то по другим, как, например, по молочной продукции, считаю это дублированием требований. Уже сейчас ясно, что повальная маркировка приведет не только к сокращению мелкого бизнеса (микро), снижению рентабельности работающих производственных компаний, но и к увеличению розничных цен».

Когда текст готовился к печати, ТАСС сообщил, что экспертный совет Ассоциации развития технологий маркировки и прослеживаемости «Альянс Форта» в письме, направленном министру промышленности и торговли России Денису Мантурову и генеральному директору «Оператор-ЦРПТ» Дмитрию Алхазову, предложил перенести начало обязательной маркировки обуви с 1 марта на 1 сентября 2020 года. В обращении говорится, что «часть бизнес-процессов не реализованы, а отдельный функционал работает нестабильно.

Учитывая экспертную оценку приведенных недостатков, время на их доработку и внедрение с необходимым привлечением сторонних организаций-партнеров Оператора ГИС МТ (Государственной информационной системы мониторинга товаров) и требований по тестированию собственных систем участников оборота обувных товаров, мы предлагаем установить новый срок запрета оборота немаркированной обувной продукции в соответствии с требованиями существующих правил не ранее 1 сентября 2020 года».

Представители альянса уточнили, что в целом поддерживают внедрение системы маркировки товаров средствами идентификации, однако «пришли к заключению о том, что многие участники рынка не смогут выполнять в полном объеме обязанности по передаче в информационную систему мониторинга сведений об операциях с маркированными обувными товарами. По итогам эксплуатации системы в переходный период был выявлен ряд недостатков, не устраненных до настоящего времени. Часть бизнес-процессов не реализованы, а отдельный функционал работает нестабильно».

В связи с этим участники отрасли просят провести дополнительный технологический аудит готовности информационной системы к применению, а также определить порядок тестирования и ввода в эксплуатацию ее функционала при непосредственном участии представителей компаний - участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке. В ассоциации считают, что результаты тестирования подтвердят необходимость переноса сроков реализации проекта. Запрет на ввод в оборот, собственно оборот и выбытие из него немаркированных обувных товаров следует вводить поэтапно.

В ответ в ЦРПТ отметили, что «оператор создает систему в соответствии с графиком, определенным правительством. Система цифровой маркировки и прослеживания полноценно функционирует. Всего в ней прослеживается уже более 8 млрд кодов обуви, сигарет, лекарств, шуб. Обувные компании в среднем заказывают по 70 млн кодов в день. Динамика постоянно растет, достигая 1,5 млн кодов в минуту. По данным на 14 февраля, было выдано 1,127 млрд кодов для обуви, что в 3-4 раза выше оценок величины обувной отрасли в год, то есть можно говорить, что маркировка всего за несколько месяцев смогла обелить отрасль более чем на 300%».

Также сообщается, что, «несмотря на нагрузку, система обеспечивает всю необходимую функциональность. Первый этап маркировки стартовал 1 июля 2019 года, с 1 октября начался процесс маркировки остатков, тысячи компаний получают коды и наносят их на свою продукцию. Наиболее комфортно себя чувствуют те, кто сразу приступил к маркировке, не откладывая процесс на последний день. Перед запуском система прошла все необходимые проверки и состоялась ее госприемка в промышленную эксплуатацию».

Лоббисты пока побеждают

Судя по тому, какие задействованы силы, в том числе лоббистские, пока сложно даже прогнозировать, чья позиция в итоге одержит верх. Как в таких случаях говорится, покажет время, ждать осталось не долго. Пока же эксперты склоняются к мнению, что полностью остановить процесс по введению обязательной маркировки точно не получится. В лучшем случае его можно будет притормозить. Также следует признать, что упомянутые выше исследования НИФИ нужно было проводить раньше, когда идея еще только обсуждалась, а не сейчас, когда отсчет до момента запуска системы в отношении той же обуви пошел уже на считаные дни.

Уточним, что определения «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки» содержатся в Федеральном законе от 25.12.2018 № 488-ФЗ, который действует с 1 января 2019 года. Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров утверждена распоряжением от 28.12.2018 № 2963-р. В ней определен комплекс действий «по идентификации единицы или совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного знака со средством идентификации».

В полном объеме сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками по поручению правительства должна быть создана к 2024 году. Это значит, что через четыре года основная масса потребительских товаров, которая продается, производится и импортируется в страну, должна быть промаркирована в единой системе.

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвердило перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке. Среди них табачная продукция; духи и туалетная вода; шины и покрышки пневматические резиновые новые; предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи; блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек; пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские и женские или для мальчиков и девочек; белье постельное, столовое, туалетное и кухонное; обувные товары; фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки. На сегодня уже существуют системы маркировки для алкоголя и меховых изделий.

В пилотных проектах участвуют: лекарственные средства (постановление Правительства РФ от 24.01.2017 № 62); обувь (от 30.05.2018 № 620); табачная продукция (от 27.11.2017 № 1433); духи и туалетная вода (проект постановления «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации духов и туалетной воды на территории Российской Федерации»); фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки (проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек»); одежда (проект постановления «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных позиций продукции легкой промышленности»). Также идет подготовка проектов по маркировке шин, молока.

Иннокентий ГРЯЗЕВ

 




 

.

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

Customsnews.ru © Разработка и дизайн - Михаил Нестеров.